Remedium.ru в вашем смартфоне.

28.07.2009

Рынок ОТС в России: Итоги I квартала 2009г.


Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, в январе-марте 2009г. объем рынка безрецептурных ГЛС в России составил в оптовых ценах 900,4 млн. долл. (30,9 млрд. руб.), что на 19% больше в рублевом эквиваленте, но на 16% меньше - в долларовом аналогичных показателей прошлого года (рис.1). Объем реализации лекарственных препаратов в натуральном выражении снизился на 12% и составил 685,3 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в розничных ценах равна 1,74 долл. (в аналогичном периоде 2008г. - 1,81 долл.). Розничная наценка на эту группу препаратов в среднем составила 32%, что несколько выше уровня предыдущего года (31%). В первом квартале 2009г. российский потребитель потратил на безрецептурные лекарства в среднем 8,39 долл. (в аналогичном периоде 2008г. -9,92 долл.).

Доля препаратов отечественного производства не изменилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 26% от всего рынка ОТС-препаратов. Наиболее значительные продажи составили препараты из Германии (17%) и США (11%).

Тройка лидеров в Топ-10 ведущих производителей по объему аптечных продаж ОТС-препаратов в первом квартале 2009г. осталась неизменной (табл.1). Компании Фармстандарт (+11% ), Novartis (+14%) и Sanofi-Aventis (+15%), хотя и сократили долевое присутствие вследствие отставания динамики продаж, не утратили своих позиций. На 4 место с 5 поднялась более динамичная корпорация Bayer Healthcare (+25%), потеснившая при этом Berlin-Chemie (+18%). Еще более значительный прирост продаж продемонстрировали два новых представителя Топ-10: - Reckitt Benckiser (+47%) и Unipharm Inc. (+26%), а также корпорация Johnson & Johnson (+30%). Благодаря этому первым двум компаниям удалось занять 8 и 10 места вместо 11 и 12 соответственно, а Johnson & Johnson – сохранить за собой 6 место. Отметим, что хотя половина представителей рейтинга расширила свое долевое присутствие, итоговая доля «десятки» все же незначительно сократилась с 46,1% до 45,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г. 3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г.
1 1 Фармстандарт 10,6 11,3
2 2 Novartis (вкл. Lek-Sandoz) 9,2 9,6
3 3 Sanofi-Aventis 4,5 4,7
4 5 Bayer Healthcare (вкл. Bayer Schering Pharma AG) 4,5 4,3
5 4 Berlin-Chemie/Menarini Pharma GmbH 4,3 4,3
6 6 Johnson & Johnson 3,2 2,9
7 8 Nycomed 2,5 2,4
8 11 Reckitt Benckiser 2,5 2,0
9 7 GlaxoSmithKline 2,3 2,5
10 12 Unipharm Inc. 2,1 2,0
Итого 45,8 46,1
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В Топ-10 торговых наименований тройка лидеров - Арбидол (+10%), Линекс (+4%) и Эссенциале Н (+20%) - также осталась без изменений (табл.2). На четвертую строчку рейтинга с пятой поднялся Мезим форте (+22%), тогда как имевший отрицательную динамику ТераФлю от гриппа и простуды (-1%), напротив, опустился с 4 на 5 позицию. Еще три торговых наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс. Это занявший 7 место Лазолван (+22%), а также «новички» - АЦЦ (+24%) и Вобэнзим (+19%), поднявшиеся с 12 и 11 на 7 и 8 места соответственно. Лишь два участника рейтинга (Лазолван и АЦЦ) расширили свое долевое присутствие, тогда как пять – напротив, его сократили. Это привело к небольшому уменьшению и общей доли с 15,1% до 14,3%.

Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г. 3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г.
1 1 Арбидол 4,0 4,4
2 2 Линекс 1,6 1,8
3 3 Эссенциале Н 1,5 1,5
4 5 Мезим форте 1,3 1,3
5 4 ТераФлю от гриппа и простуды 1,3 1,5
6 7 Лазолван 1,2 1,1
7 12 АЦЦ 0,9 0,8
8 11 Вобэнзим 0,9 0,9
9 9 Гексорал 0,8 0,9
10 8 Но-шпа 0,8 1,0
Итого 14,3 15,1

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований первая пятерка сохранила свои позиции (табл. 3). Возглавляет Топ-10 комбинация Поливитамин+Мультиминерал (+22%), на втором месте - Этиловый эфир метил- фенилтиометил- диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорид (+10%), на третьем - Ксилометазолин (+26%). На 6 позицию с 8 поднялись Фосфолипиды (+20%), тогда как занимавший ранее это место Флуконазол вследствие невысокой динамики (+6%) опустился на 7 строчку. Восьмое место рейтинга занял новый и самый динамичный представитель рейтинга Ибупрофен (+47%). Общая доля «десятки» составила 22,9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г. 3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г.
1 1 Поливитамин+Мультиминерал 4,8 4,7
2 2 Этиловый эфир метил-фенилтио-метил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорид 4,0 4,4
3 3 Ксилометазолин 2,9 2,7
4 4 Панкреатин 2,3 2,3
5 5 Амброксол 1,9 1,8
6 8 Фосфолипиды 1,5 1,5
7 6 Флуконазол 1,5 1,6
8 11 Ибупрофен 1,4 1,1
9 7 Парацетамол+Фенирамин+Фенилэфрин+Аскорбиновая кислота 1,4 1,6
10 9 Парацетамол+Фенилэфрин+Аскорбиновая кислота 1,3 1,5
Итого 22,9 23,2

Как и в предыдущих случая, в Топ-10 ведущих АТС групп верхняя часть рейтинга осталась без изменений (табл.4). Первые шесть групп сохранили занятые ранее позиции, при этом две из них - A11 Витамины (+25%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+21%) - укрепили их вследствие опережающей динамики. Наиболее продаваемой группой безрецептурных препаратов являются N02 Анальгетики (+17%). Неизменной осталась и позиция группы R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+18%), удерживающей 9 место в рейтинге. Остальные три группы улучшили свое рейтинговое положение. С 8 места на 7 поднялись N05 Психотропные препараты, с 10 на 8 - R06 Антигистаминные препараты системного действия (прирост – по +24% у обеих), с 12 на 10 - A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей (+25%). Суммарная доля почти не изменилась и составила 57,4%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г. 3 мес. 2009г. 3 мес. 2008г.
1 1 N02 Анальгетики 11,2 11,4
2 2 A11 Витамины 8,7 8,3
3 3 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 8,0 7,9
4 4 L03 Иммуностимуляторы 6,2 7,1
5 5 R01 Назальные препараты 6,0 6,0
6 6 A07 Противодиарейные препараты 5,3 5,4
7 8 N05 Психотропные препараты 3,3 3,1
8 10 R06 Антигистаминные препараты системного действия 2,9 2,8
9 9 R02 Препараты для лечения заболеваний горла 2,9 2,9
10 12 A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей 2,9 2,7
Итого 57,4 57,6

Заключение.
По итогам I квартала 2009г. ОТС-рынок России составил 1,2 млрд. долл. в розничных ценах. Его динамика (+20% в рублях и -16% - в долларах) совпала с таковой всего аптечного рынка России (+20% и -15%), в то время как сокращение его натуральных объемов оказалось несколько более выраженным (-12% против -10%). Вектор изменений был аналогичен всему аптечному рынку: наблюдалось увеличение средней розничной наценки, уменьшение - средней стоимости упаковки и душевых расходов населения в долларовом эквиваленте, незначительно изменились показатели концентрации.



Ключевые слова: рынок, ОТС, препараты, лекарственные средства, ЛС



Последние статьи