Remedium.ru в вашем смартфоне.

04.05.2016

Аптечный рынок СФО: итоги 2015г.


Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2015 составляла 19,312 млн. человек – это 13,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО по итогам 2015г. составил 29610 руб. (485,89 долл.), что на 13% ниже среднего показателя по России (33981 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в 2015г. в натуральных показателях сократился на 7% и составил 580,138 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+6%), тогда как в долларовом – отрицательную (-34%), и составил 70,705 млрд. руб. (1,162 млрд. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,1% общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам 2015г. была равна 2,56 долл. (в 2014г. – 3,60 долл.). Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках по итогам 2015 г. были равны 84,75 долл.

Лидирующие позиции на аптечном рынке СФО по итогам 2015 года со-хранили производители SANOFI-AVENTIS (-6%), BAYER (+3%), SERVIER (+1%) и NYCOMED/TAKEDA (+3%) (табл.1). Ниже в рейтинге произошли перестановки. При этом показавшие позитивную динамику компании TEVA (+8%), GEDEON RICHTER и STADA (по +10% у обеих) поднялись на позицию вверх, на пятое, седьмое и девятое места соответственно. Сократившие продажи SANDOZ (-1%), GLAXOSMITHKLINE (-4%) и MENARINI (-2%), напротив, опустились на более низкие шестую, восьмую и десятую позиции. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась на 1,5 п.п., до 32,2%.

В Топ-10 ведущих торговых наименований на рынке региона появилось два новых представителя (табл.2). Это расположившиеся на двух нижних строчках препараты LOZAP PLUS (+1%) и MEXIDOL (+14%). Помимо этого, еще три торговых наименования переместились на более высокие позиции.  Благодаря опережающей динамике повысили свои рейтинги на один пункт и поднялись на второе, третье и девятое места ГЛС CARDIOMAGNYL (+12%), KAGOCEL (+10%) и PENTALGIN (+5%). Лидером рейтинга продолжает оставаться ESSENTIALE N несмотря на то, что его продажи снизились на 19%. Сохранить занятые в прошлом места удалось еще трем представителям – позиции с пятой по седьмую включительно по-прежнему занимают ALFLUTOP (+0,2%), CONCOR (-3%) и NISE (-1%). Единственным наименованием, понизившим рейтинг, стал опустившийся на 4 строчку ACTOVEGIN (-3%). В сумме десять ведущих торговых наиме-нований аккумулировали 5,9% продаж - это на 0,3 п.п. меньше, чем годом ранее.

Как и в предыдущих, в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований лидер не изменился: МНН XYLOMETAZOLINE (+7%) сохранило за собой первую позицию (табл. 3). Занимавшие ранее второе место PHOSPHOLIPIDS сократили продажи на 18 и опустились на шестую строч-ку. При этом на один пункт вверх, на второе и пятое места, поднялись BISOPROLOL (+3%) и PANCREATIN (+9%), а МНН IBUPROFEN (+12%) переместилось с пятой на третью позицию. Также на две строчки вверх поднялись комбинация  ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+12%) и МНН KAGOCEL (+10%), которые заняли седьмое и девятое места. Последнее при этом стало единственным новым участником Топ-10. Наименования NIMESULIDE (+6%) и комбинация LOSARTAN* HYDROCHLOROTHIAZIDE (+5%) сохранили за собой четвертую и десятую строчки. Сократившее продажи МНН BLOOD (-1%) опустилось с седьмой позиции на восьмую. Суммарная доля «десятки» составила 9,4%.

Рейтинг ведущих АТС групп на рынке региона продемонстрировал высокую стабильность - шесть его представителей сохранили свои позиции неизменными (табл. 4). Это возглавляющая его тройка M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%), C09 Препараты, влияющие на ренинангиотензиновую систему (+9%) и N02 Анальгетики (+7%), а также занимающие пятое, восьмое и девятое места группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+5%), A11 Витамины и J05 Противовирусные препараты системного действия (по +7% у обеих). Три представителя с позитивной динамикой продаж повысили свои рейтинги. Так, с шестой позиции на четвертую поднялись G03 Половые гормоны (+9%), с седьмой на шестую - R01 Назальные препараты (+6%) и с 11 на 10 - N06 Психоаналептики (+8%). Отметим, что последняя группа стала единственным новым представителем «десятки». Сократившие продажи R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-2%), напротив, опустились с четвертой строчки на седьмую. Итоговая доля «десятки» практически не изменилась и была равна 35,6%.

Заключение. По итогам 2015г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 90,308 млрд. руб. (1,484 млн. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка в рублевом выражении была позитивной (+6%), тогда как в долларах региональный рынок сократился на 34%. В натуральных показателях продажи снизились на 7% и составили 580,138 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС понизилась относительно прошлого года (2,56 долл. против 3,60 долл.), оказавшись ниже, чем средняя по России стоимость ГЛС (2,87 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (76,86 долл. против 85,68 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум


Файл:  Загрузить  (323 кбайт)

Ключевые слова: Аптечный рынок СФО, итоги 2015г.



Последние статьи